Типовая программа Целевой инспекции системы учета и контроля РВ и РАО

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУНАДЗОРУ

 

 

 

РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТИПОВаЯ программа

ЦЕЛЕВОЙ ИНСПЕКЦИИ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ радиоактивных веществ и радиоактивных отходов В организациях, осуществляющих обращение с указанными веществами и отходами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УтвержденА

приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому и атомному надзору

 

ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ                           с 15  января 2007  г.

от  25 октября 2007 г.  № 729

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РД – 07 - 11 - 2007

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………...3

 

II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ЦЕЛЕВОЙ ИНСПЕКЦИИ…………………………………………...4

 

III. ТИПОВЫЕ ПЕРЕЧНИ ВОПРОСОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРОВЕРКЕ ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ЦЕЛЕВОЙ ИНСПЕКЦИИ…………………………………………………………….4

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  ЦЕЛЕВОЙ ИНСПЕКЦИИ..………………………………………………………...…8

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА ЦЕЛЕВОЙ ИНСПЕКЦИИ…………………….……………………….10

 

 

 

 

 

 



 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Типовая программа целевой инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов[1] в организациях, осуществляющих обращение с указанными веществами и отходами (далее - Типовая программа) разработана в соответствии с Правилами организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.97 № 1298,Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. № 401, Основными правилами учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации (НП-067-05) (далее – Основные правила), Положением о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации, утвержденным приказом Министра Российской Федерации по атомной энергии от 10.12. 99 № 761.
  2. Типовая программа предназначена для работников центрального аппарата и межрегиональных территориальных округов по надзору за ядерной и радиационнойбезопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), организующих и проводящих целевые инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, осуществляющих обращение с указанными веществами и отходами (далеев соответствующих случаях - целевые инспекции или целевая инспекция).

Указанная выше программа определяет основные направления целевой инспекции и типовые перечни вопросов, подлежащих проверке по каждому из этих направлений. Она является базой для составления рабочих программ конкретно намеченных целевых инспекций (далее в соответствующих случаях - рабочие программы или рабочая программа).

  1. При определении объема целевой инспекции следует исходить из того, что она может проводиться как по всем предусмотренным в Типовой программе направлениям, так и по некоторым из них. При этом конкретный объем целевой инспекции определяет должностное лицо Службы, принявшее решение о ее проведении.
  2. Целевая инспекция может предусматриваться как в масштабе организации осуществляющей обращение с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами[2], так и в масштабе ее отдельных подразделений.
  3. Каждая целевая инспекция организуется и проводится в соответствии с предусмотренными для нее рабочей программой и календарным планом, которые составляются и оформляются согласно методическим указаниям, изложенным в приложениях № 1 и 2 к настоящей Типовой программе.
  4. В процессе целевой инспекции назначенные для ее проведения лица должны руководствоваться законодательными, иными нормативными правовыми актами, федеральными нормами и правилами, регламентирующими вопросы учета и контролярадиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО) в организациях.

II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ ИНСПЕКЦИИ

  1. Устанавливаются следующие основные направления целевой инспекции:
  2. Правомочность организации осуществлять деятельность, связанную с производством, образованием, использованием, переработкой, хранением, захоронением, транспортированием РВ и РАО.
  3. Нормативная и организационно-распорядительная документация в организации.
  4. Постановка на учет и снятие с учета РВ и РАО в организации.
  5. Меры контроля доступа к РВ и РАО.
  6. Система измерений РВ и РАО и программа контроля качества измерений.
  7. Передача РВ и РАО.
  8. Инвентаризация РВ и РАО.
  9. Учетные и отчетные документы.
  10. Подготовка и допуск работников (персонала), осуществляющих учет и контроль РВ и РАО.
  11. Организация и осуществление контроля РВ и РАОв организации.
  12. Выполнение работ по устранению нарушений, отмеченных в актах и предписаниях Службы.
  13. Установление наличия РВ и РАО, в том числе с применением технических средств.

III. ТИПОВЫЕ ПЕРЕЧНИ ВОПРОСОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРОВЕРКЕ ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ЦЕЛЕВОЙ ИНСПЕКЦИИ

  1. В части, относящейся к направлению «Правомочность организации осуществлять деятельность, связанную с производством, образованием, использованием, переработкой, хранением, захоронением, транспортированием РВ и РАО», проверке подлежат:
  2. Лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзоруна осуществление видов деятельности в области использования атомной энергии[3].
  3. В части, относящейся к направлению «Нормативная и организационно-распорядительная документация в организации», проверке подлежат[4]:
  4. Положение о службе, осуществляющей учет и контроль РВ и РАО в организации и представляющей информацию в систему государственного учета и контроля РВ и РАО.
  5. Инструкция по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации.
  6. Инструкции по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов для каждого подразделения.
  7. Приказы о назначении должностного лица, ответственного за учет и контроль РВ и РАО в организации, и лиц, ответственных за учет и контроль РВ и РАОв каждом подразделении, и должностные инструкции этих лиц.
  8. Акт о проведении первичной инвентаризации РВ и РАО.
  9. Должностные инструкции работников, осуществляющих учет и контроль РВ и РАО.

Перечисленные в настоящем пункте организационно-распорядительные документы проверяются на предмет их наличия, правильности оформления (подписаниясогласования, утверждения), соответствия изложенных в них требований положениям законодательных, иных нормативных правовых актов, федеральных норм, правил и руководств по безопасности в области использования атомной энергии. При этом в отношении каждого из вышеуказанных организационно-распорядительных документов должна быть проведена проверка выполнения изложенных в нем требований на практике.

  1. В части, относящейся к направлению «Постановка на учет и снятие с учета РВ и РАО в организации», проверке подлежат:
  2. Наличие у организации РВ и РАО,подлежащих государственному учету и контролю.
  3. Наличие у организации РВ,подлежащих учету и контролю в организации.
  4. Обоснованность и своевременность постановки на государственный учет РВ и РАОи снятия их с государственного учета.
  5. В части, относящейся к направлению «Мерыконтроля доступа к РВ и РАО», проверке подлежат:
  6. Программа применения и обращения с устройствами индикации вмешательства (УИВ).
  7. Соответствие используемых организацией УИВ требованиям Основных правил и национальных стандартов.
  8. Документы (формы, порядок ведения, соблюдение порядка), отражающие результаты работоспособности и состояния УИВ в период между последовательными инвентаризациями.
  9. Выборочно - наличие и правильность установки УИВ.
  10. Перечни лиц, имеющих право обращения с УИВ (получение, хранение, применение, списание и т.п.).
  11. Соблюдение предусмотренного порядка допуска работников к процедурам по обращению с УИВ.
  12. В части, относящейся к направлению «Система измерений РВ и РАО и программа контроля качества измерений», проверке подлежат:
  13. Программа контроля качества измерений РВ и РАО.
  14. Программы измерений РВ и РАО.
  15. Перечнитехническихсредств и методик выполнения измерений.
  16. Методики выполнения измерений.
  17. Формы представления результатов измерений.
  18. Свидетельства о метрологической аттестации стандартных образцов.
  19. Наличие и выполнение графиков ведомственной проверки рабочих эталонов и государственной поверки средств измерений, используемых для учета и контроля РВ и РАО, включая весы всех типов.
  20. Соблюдение требований калибровки средств измерений с использованием соответствующих стандартов.
  21. Наличие и выполнение графиков технического обслуживания средств измерений, используемых для учета и контроля РВ и РАО.
  22. Наличие в организации средств измеренийи образцов для градуировки средств измерений и проверки правильности результатов измерений в соответствии с Перечнем средств измерений и стандартных образцов.
  23. Работоспособность средств измерений, находящихся в организации.
  24. В части, относящейся к направлению «Передача РВ и РАО», проверке подлежат:
  25. Документы, регистрирующие передачи РВ от ответственного лица другим лицам, а также с одной технологической операции на другую или между сменами.
  26. Документы, регистрирующие передачи РАО ответственными лицами с одной технологической операции на другую, перемещения из одного пункта хранения в другой пункт хранения, а также между подразделениями.
  27. Порядок оформления и содержание сопроводительной документации, а также паспортов на закрытые радиационные источники, открытые радиационные источники, РАО при передачах РВ и РАО между организацией-отправителем и организацией-получателем.
  28. Своевременность и порядок оформления (регистрации) постановки на учет (снятия учета) РВ и РАО при выполнении процедур передачи РВ и РАО между организациями (подразделениями).
  29. Своевременность, полнота и порядок представления организацией-получателеминформации об обнаружении утраты, хищения, несанкционированного использования, и при обнаружении недостачи (излишка) РВ и (или) РАО.
  30. В части, относящейся к направлению «Инвентаризация РВ и РАО», проверке подлежат:
  31. Акт о проведении первичной инвентаризации.
  32. Соблюдение сроков проведения плановых инвентаризаций.
  33. Инструкции и методики, определяющие правила и процедуры проведения инвентаризации в организации.
  34. Приказы руководителя организации о проведении инвентаризации, о назначении инвентаризационных комиссий.
  35. Список наличного количества РВ и РАО.
  36. Акты инвентаризационных комиссий о проведении предыдущих плановых инвентаризаций.
  37. Результаты подтверждающих измерений характеристик РВ и РАО.
  38. Состояние УИВ.
  39. Своевременность, полнота и порядок представления организацией информации об обнаружении недостачи (излишка) РВ и (или) РАО, утраты, хищения, несанкционированного использования, выявленных в ходе инвентаризации.
  40. Соблюдение установленного процесса проведения инвентаризации.
  41. Фактическое наличие РВ и РАО.
  42. В части, относящейся к направлению «Учётные и отчетные документы», проверке подлежат:
  43. Наличие утвержденных форм учетных документов, позволяющих осуществлять учет РВ и РАОв соответствии с установленными требованиями.
  44. Ведение учетных документов в соответствие с применяемыми процедурами.
  45. Соблюдение установленного срока хранения учетных документов.
  46. Правильность, достоверность заполнения и своевременность представления в информационные центры форм оперативной отчетности за организацию, а также форм федерального государственного статистического наблюдения.
  47. В части, относящейся к направлению «Подготовка и допуск работников (персонала), осуществляющих учёт и контроль РВ и РАО», проверке подлежат:
  48. Документ, устанавливающий в организации порядок обучения работников (персонала), осуществляющих учет и контроль РВ и РАО.
  49. Документ, устанавливающий в организации порядок проверки знаний процедур учета и контроля РВ и РАО для различных категорий работников (персонала) организации и допуска их к выполнению должностных обязанностей.
  50. Документы, в которых зарегистрированы результаты обучения, проверки знаний процедур учета и контроля РВ и РАО для различных категорий работников (персонала) организации и допуска их к выполнению должностных обязанностей.
  51. Разрешения на право ведения работ по учету и контролю РВ и РАО в организации.
  52. Документы, подтверждающие допуск должностных лиц к работе с источниками ионизирующих излучений, занятых ведением работ по учету и контролю РВ и РАО в организации
  53. В части, относящейся к направлению «Организация и осуществление контроля РВ и РАО в организации», проверке подлежат:
  54. Наличие в организационно-распорядительных документах и в должностных инструкциях администрации организации требований по осуществлению должностными лицами контроля за учетом РВ и РАО.
  55. Выполнение должностными лицами организации установленных требований по осуществлению контроля за учетом РВ и РАО.
  56. Принятые меры по результатам контроля за учетом РВ и РАОи их выполнение.
  57. В части, относящейся к направлению «Выполнение работ по устранению нарушений, отмеченных в актах и предписаниях Службы»проверке подлежат:
  58. Наличие, содержание и выполнение планов мероприятий по устранению выявленных нарушений.
  59. Представление надзорным (контрольным) органам уведомлений об устранении выявленных нарушений в установленные сроки.
  60. В части, относящейся к направлению «Установление наличияРВ и РАО, в том числе с применением технических средств», проверке подлежат:
  61. Соответствие количества и местонахождения учетных единиц (контейнеров с РВ и РАО) данным (записям) учетной документации.
  62. Атрибутные признаки и состояние учетных единиц, соответствие их сведениям в учетной документации.
  63. Целостность, правильность установки и соответствие установленных на контейнеры УИВ (печатей, пломб, в том числе пломб Службы), зарегистрированных в соответствующих документах.

При установлении наличия РВ и РАОдолжны предусматриваться проведение инспекционных измерений РВ и РАОи при необходимости установка пломб Службы на контейнеры и/или хранилища с РВ и РАО.

 



 

 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ  О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  ЦЕЛЕВОЙ ИНСПЕКЦИИ

 

  1. Рабочая программа целевой инспекции (далее – рабочая программа) составляется на основе приведенных в Типовой программе перечней вопросов, в соответствии с намечаемыми целями инспекции, исходя из имеющейся информации о состоянии системы государственного учета и контроля РВ и РАО в организации (актов предыдущих инспекций, предписаний, отчетов организации о текущем состоянии учета и контроля РВ и РАО и т.д.) с обязательным учетом фактических условий и особенностей проведения работ в инспектируемой организации.
  2.  В рабочей программе должны быть определены:
  3. Наименование рабочей программы.
  4. Сроки проведения инспекции.
  5. Цели проведения инспекции.
  6. Направления проведения инспекции иперечни подлежащих проверке вопросов по отдельным направлениям.
  7. Перечень структурных подразделений и служб организации, подлежащих инспектированию.
  8. Состав информации, которая должна быть подготовлена инспектируемой организацией в виде отчетов, справок и представлена комиссии в установленный программой срок.
  9. В части инспектирования системы учета и контроля РВ и РАО в целом в организации в рабочую программу следует включать следующие направления:
  10. Правомочность организации осуществлять деятельность, связанную с производством, образованием, использованием, переработкой, хранением, захоронением, транспортированием РВ и РАО.
  11. Нормативная и организационно-распорядительная документация в организации.
  12. Постановка на учет и снятие с учета РВ и РАО в организации.
  13. Меры контроля доступа к РВ и РАО.
  14. Система измерений РВ и РАО и программа контроля качества измерений.
  15. Передача РВ и РАО.
  16. Инвентаризация РВ и РАО.
  17. Учетные и отчетные документы.
  18. Подготовка и допуск работников (персонала), осуществляющих учет и контроль РВ и РАО.
  19. Организация и осуществление контроля РВ и РАО в организации.
  20. Выполнение работ по устранению нарушений, отмеченных в актах и предписаниях Службы
  21. Установление наличия РВ и РАО, в том числе с применением технических средств.
  22. В части инспектирования системы учета и контроля РВ и РАО в подразделении в рабочую программу следует включать следующие направления:
  23. Постановка на учет и снятие с учета РВ и РАО.
  24. Меры контроля доступа к РВ и РАО.
  25. Система измерений РВ и РАО.
  26. Инвентаризация РВ и РАО.
  27. Установление наличия РВ и РАО, в том числе с применением технических средств.
  28. Предусматриваемые в рабочей программе мероприятия, а также методы и способы их реализации в процессе проведения инспекции должны учитывать соблюдение требований техники безопасности, радиационной безопасности и мер по защите информации.
  29. Рабочую программу составляет руководитель, назначенный для проведения инспекции (далее - руководитель комиссии) или по его поручению – один из её членов.
  30. Рабочую программу подписывает руководитель комиссии, утверждает должностное лицо Службы, принявшее решение о проведении целевой инспекции в срок, обеспечивающий своевременное направление рабочей программы в инспектируемую организацию.

 



 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА ЦЕЛЕВОЙ ИНСПЕКЦИИ

 

  1. Календарный план целевой инспекции (далее – календарный план) составляется в виде таблицы со следующими графами: номер по порядку; вопросы, подлежащие инспектированию; дата и время проведения проверки; место проведения проверки; Ф.И.О. инспектора(ов), проверяющего каждый вопрос; Ф.И.О. представителя инспектируемой организации, ответственного за обеспечение проверки каждого вопроса; отметка о выполнении.
  2. Кроме проверяемых вопросов в календарный план инспекции должны быть включены:
  3. Проведение руководителем комиссии организационного совещания с руководством инспектируемой организации, на котором осуществляется:

а) представление членов комиссии и должностных лиц организации, чьи подразделения будут подвергаться инспектированию;

б) доведение целей, задач и сроков проводимой инспекции, решение организационных вопросов;

в) уточнение плана проведения инспекции (какие члены комиссии, когда, где и какие вопросы проверяют и в чьем присутствии);

г) заслушивание информации от должностных лиц инспектируемой организации, которая должна быть заранее подготовлена по вопросам, указанным в программе инспекции.

д) уточнение состояния системы учета и контроля РВ и РАО по ранее представленной информации.

  1. Проведение руководителем комиссии ежедневных совещаний в конце рабочего дня с заслушиванием членов комиссии о проделанной работе и выявленных нарушениях, с уточнением формулировок выявленных нарушений, причин и условий, способствующих их появлению.
  2. Доведение до представителя организации, ответственного за обеспечение проведения инспекции, выявленных нарушений за прошедший день, рассмотрение состояния устранения ранее выявленных нарушений.
  3. Составление акта о результатах инспекции, предписания, а при наличии основания и протокола(ов) об административном(ых) правонарушении(ях).
  4. Доведение до представителей организации, ответственных за организацию и обеспечение учета и контроля РВ и РАО, проектов акта, предписания и окончательное уточнение выявленных и устраненных в процессе работы комиссии нарушений в учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
  5. Доведение до руководителя организации результатов инспекции и вручение ему акта, предписания под роспись.
  6. Календарный план составляется руководителем комиссии или по его поручению – одним из её членов и подписывается руководителем комиссии перед ее проведением и может корректироваться по результатам проведенных совещаний перед началом инспекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начальник Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой

 

 

 

 

 

 

В.С. Беззубцев

«

25

»

октября

 

2007

г.

 

 

                 

 



[1]Далее целевая инспекция системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов именуется – целевая инспекция.

[2]  Далее организация, осуществляющая обращение с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами,именуется - организация

[3]Под  лицензиями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору следует иметь в виду также ранее выданные лицензии Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности и Федеральной службы по атомному надзору.

[4]При проверке наличия и содержания лицензий, разрешений, договоров, положений, инструкций и отчетов проверяются только подлинники этих документов.