Инвестиционный проект "Комплексное развитие Южной Якутии"

Республика Саха (Якутия) обладает богатейшим природно-ресурсным потенциалом и сегодня она является одним из наиболее инвестиционно привлекательных российских регионов. Ресурсы, таящиеся в глубине недр республики  явно до последнего времени были недооценены. Особенно значительным потенциалом в этом отношении обладает Южная Якутия. К тому же в последнее время республика становится "локомотивом" социально-экономического развития всего Дальнего Востока России, а инвестиционный проект "Комплексное развитие Южной Якутии" – одним из ключевых элементов обеспечения экономической безопасности Дальневосточного региона. К тому же речь идет не столько о добыче полезных ископаемых, сколько о развитии перерабатывающих производств.

Согласно "Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Якутии до 2020 года" на Дальнем Востоке России планируется создание многоотраслевого промышленного района, основанного на природно-ресурсном потенциале Южной Якутии, а также на развитии транспортной и электросетевой инфраструктуры этого региона. Воплощение этих планов в жизнь реально лишь при участии как государства, так и крупных инвесторов.

Этому требованию как раз и соответствует инвестиционный проект "Комплексное развитие Южной Якутии". Согласно данному документу часть расходов по реализации проекта (примерно 25 % от общей стоимости работ) возьмет на себя государство (в частности речь идет финансировании из средств Инвестиционного фонда проектирования и строительства отдельных промышленных объектов, железных и автомобильных дорог, линий электропередач), а большую часть (около 75 %) - инвесторы.

 

Цель проекта

Создание на основе принципов государственно-частного партнерства условий для формирования на Дальнем Востоке России, в целом, и в Республике Саха (Якутия), в частности, нового крупного промышленного района на базе объектов гидроэнергетики и кластера промышленных производств (гарантированных потребителей электроэнергии), преимущественно связанных с глубокой переработкой имеющихся на территории полезных ископаемых.

 Инвестиционный проект "Комплексное развитие Южной Якутии" это -  проектирование и строительство следующих объектов:

К основным задачам, решаемым в рамках Проекта, относятся:

  • Снятие инфраструктурных ограничений для социально-экономического развития региона;
  • Сохранение высоких темпов экономического роста в стране;
  • Увеличение экономически активного населения в Якутии – одном из самых малонаселенных регионов Российской Федерации;
  • Рост доходов населения и повышению уровня жизни;
  • увеличение доходной базы бюджетов всех уровней;
  • Развитие производства стратегически важных товаров;
  • Развитию новых производств по глубокой переработке добываемого сырья;
  • Диверсификации российского экспорта (как расширение его географии, так и увеличение номенклатуры производимых товаров);
  • Усиление позиций России в Юго-Восточной Азии, в том числе за счет увеличения экспортных поставок российской продукции.
Экономическая оценка региона

Южная Якутия – регион с узкой специализацией экономики, но с высоким природно-ресурсным и промышленным потенциалом, развитию которого препятствует дефицит транспортной и энергетической инфраструктуры.

Современное состояние региона

  •  Моноспециализация на золото- и угледобыче;
  •  Низкий уровень развития перерабатывающих отраслей;
  •  Низкие темпы роста инвестиций;
  •  Отток населения;
  •  Дефицит инфраструктуры, прежде всего энергетической и транспортной.

Потенциал создания нового многоотраслевого промышленного района

  • Крупнейший на Дальнем Востоке инфраструктурный узел (нефте- и газопроводы, железные и автодороги, электросети);
  • Создание кластера предприятий по глубокой переработке минерального сырья и ресурсов:
  •  Гидроэнергетика;
  •  Производство урана;
  •  Газохимия (полиэфиры, моторные топлива и др.);
  •  Минеральные удобрения;
  •  Коксовый концентрат.

Обоснование соответствия решаемой при реализации инвестиционного проекта задачи приоритетам социально-экономического развития РФ, отраслевым стратегиям развития, одобренным в установленном порядке Правительством РФ, и государственного инвестирования на среднесрочную перспективу:

Реализация проекта вызовет ускорение темпов экономического роста Востока России. В настоящее время Восточная часть страны в целом явно отстает от Европейской части по темпам экономического развития и реализуемым масштабным инвестиционным проектам, испытывает миграционный отток населения. Это в долгосрочной перспективе чревато разнообразными негативными последствиями, вплоть до угрозы экономическому суверенитету и территориальной целостности на востоке России. В этой связи поиск и поддержка "точек роста" восточнее Урала, в том числе на Дальнем Востоке, является задачей крайне актуальной, прежде всего в силу возможности укрепления позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Инвестиционный проект "Комплексное развитие Южной Якутии" полностью соответствует Энергетической и Транспортной стратегиям России и Программе развития атомной энергетики Российской Федерации. Так, в Энергетической стратегии России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 г. №1234-р, заявлена необходимость совершенствования структуры производства электроэнергии, в том числе за счет более полного использования потенциала гидроэнергетики, расширения использования экономически эффективных возобновляемых источников энергии.
По итогам совещания по вопросам социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) от 6 января 2006 года имеется поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина от 3 февраля 2006 года №Пр-154 о разработке мер, направленных на опережающее развитие энергетической инфраструктуры региона, включая подготовку технико-экономического обоснования сооружения Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса. Строительство каскада ГЭС на реке Тимптон, являющегося первой очередью создания Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса, станет одним из ключевых инвестиционных объектов Проекта.
В Энергетической стратегии России констатируется необходимость комплексной переработки природного и попутного газа и увеличение использования газа на нетопливные нужды. Достижению этой цели будет способствовать предусмотренное в инвестиционном проекте строительство на базе Чаяндинского газоконденсатного месторождения газоперерабатывающего и газохимического комплекса, а также создание завода синтетических моторных топлив, призванного удовлетворить растущие потребности в моторных топливах и снизить зависимость региона и Республики Саха (Якутия) в целом от поставок в рамках северного завоза.
В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 мая 2005 года №45, среди принципов развития транспортной инфраструктуры названы такие, как сокращение диспропорций в развитии инфраструктуры различных регионов; увязка развития транспортной инфраструктуры с развитием коммуникаций энергетики и других инфраструктурных отраслей.

Освоение целого ряда природных ресурсов Южной Якутии имеет общероссийское стратегическое значение. Прежде всего, Южная Якутия является важнейшей сырьевой базой атомной энергетики. Так, реализация федеральной целевой программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 октября 2006 года и предусматривающей увеличение выработки электроэнергии на атомных электростанциях в 1,5 раза к 2016 году, увеличит с учетом экспортных поставок ежегодные потребности России в уране до 36 тыс. тонн к 2020 году при текущем собственном производстве в 3,3 тыс. тонн в год.
В этом смысле Южная Якутия, на территории которой расположен Эльконский ураново-рудный район, является единственным регионом России, который имеет перспективы развития крупномасштабного производства уранового сырья. Проект строительства горно-металлургического комбината, являющийся одним из ключевых проектов ведомственной целевой программы Росатома "Развитие минерально-сырьевой базы урана на 2007-2010 гг." ("Уран России") и инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии", позволит в перспективе уменьшить зависимость атомной энергетики России от роста мировых цен на ядерное топливо за счет увеличения собственного производства природного урана.
Учитывая крупномасштабность предлагаемых к реализации на территории Южной Якутии инвестиционных проектов, развитие этого региона в масштабах всей Федерации будет способствовать сохранению высоких темпов развития в стране, увеличению налоговых поступлений в бюджетную систему России, росту доходов и занятости населения.
Комплексное и планомерное развитие региона обосновано в "Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года", рассмотренной и одобренной Правительством Российской Федерации в феврале 2007 года (протокол заседания Правительства Российской Федерации №5 от 8 февраля 2007 года).

Основные ожидаемые результаты реализации инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии".

Реализация Проекта позволит создать новую "точку роста" в стратегически важном для страны регионе – на Дальнем Востоке, что, в свою очередь, будет способствовать:

  • Снятию инфраструктурных ограничений для социально-экономического развития региона;
  • Сохранению высоких темпов экономического роста в стране;
  • Росту доходов населения и повышению уровня жизни;
  • Притоку экономически активного населения в Якутию – один из самых малонаселенных субъектов Российской Федерации;
  • Увеличению доходной базы бюджетов всех уровней;
  • Развитию производства стратегически важных товаров;
  • Развитию новых производств по глубокой переработке добываемого сырья;
  • Диверсификации российского экспорта – как расширению его географии, так и увеличению номенклатуры производимых товаров;
  • Усилению позиций России в Юго-Восточной Азии, в т. ч. за счет увеличения экспортных поставок российской продукции.

Реализация Проекта :

  • Приведет к строительству целого ряда других предприятий и осуществлению других инвестиционных проектов, что, в свою очередь, положительно скажется на увеличении и темпах экономического роста, денежных доходах населения,  налоговых поступлениях в бюджеты всех уровней;
  • Будет способствовать становлению строительной отрасли, дорожного строительства, промышленности строительных материалов;
  • Потребует производства оборудования для строящихся объектов.
Объемы инвестирования и структура инвестиций
 

Сметная стоимость проекта (в ценах на 01.01.2007 г. с учетом НДС) составляет 422,47 млрд руб., в том числе проектирование – 10,42 млрд руб., из них:

  • средства инвестора 307,99 млрд руб.;
  • финансирование из Инвестиционного фонда РФ 114,48 млрд руб., в том числе на этап проектирования (2009-2010 гг.) – 7,8 млрд руб.

Средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов инвестиционным проектом не предусмотрены.

Средства Инвестиционного фонда РФ предполагается привлечь на софинансирование на договорных условиях в рамках проектирования объектов инфраструктуры (железные и автомобильные дороги, схема выдачи мощности ГЭС) и отдельных объектов промышленности (Канкунская ГЭС, Эльконский ГМК) с оформлением прав собственности РФ на проектную документацию.

Впервые на один проект в течение 10 лет выделяется сумма в размере более 422 млрд руб. В том числе из Инвестфонда на его реализацию планируется направить 107 млрд руб. Стоимость строительства инфраструктурных объектов – автомобильных и железных дорог, плотины ГЭС – 104 млрд руб. 317 млрд руб. потребуется для создания новых промышленных предприятий.

 

Обоснование необходимости привлечения Инвестиционного фонда РФ для реализации проекта

  • Одним из ключевых условий реализации Проекта является необходимость создания объектов инфраструктуры, которые в соответствии с действующим законодательством находятся или должны находиться в государственной собственности (автомобильные и железные дороги, магистральные линии электропередачи, гидротехнические сооружения ГЭС (плотины)).
  • В случае финансирования за счет средств инвесторов и привлеченных кредитов всех затрат по проектированию и строительству объектов промышленности и инфраструктуры, Проект, в целом, и отдельные проекты строительства новых промышленных предприятий, в частности, будут иметь отрицательные финансово-экономические показатели в 10-летнем периоде прогнозирования.

 

 

Канкунская ГЭС

Эльконский ГМК

Проект в целом

С учетом государственной поддержкой

NPV, млн. руб.

7 240

10 497

83 265

IRR, %

11,4

11,1

16,8

PBP (недисконтированный), лет

16,7

13,2

14,3

PBP (дисконтированный), лет

34,4

31,6

20,3

Без учета государственной поддержки

NPV, млн. руб.

- 33 366

- 4 883

- 6 666

IRR, %

7,2

9,0

12,77

PBP (недисконтированный), лет

25,6

14,4

16,2

PBP (дисконтированный), лет

не окупается

не окупается

не окупается

  • Отдельные инвестиционные проекты Комплексного развития Южной Якутии, прежде всего такие, как строительство Канкунской ГЭС и Эльконского ГМК, весьма капиталоемкие (91,3 и 90,1 млрд руб. соответственно) и имеют значительные сроки строительства (13 и 10 лет соответственно), что приводит к длительным срокам окупаемости (дисконтированный срок окупаемости – 34,4 и 31,6 лет, соответственно) и затрудняет для инвесторов привлечение заемных финансовых ресурсов, особенно на российском рынке.
Этапы реализации проекта

Инвестиционный проект "Комплексное развитие Южной Якутии" предполагается реализовывать в два организационных этапа.

На первом этапе, в период с 2009 по 2011 годы планируется:

  1. Разработка проектной документации по Канкунской ГЭС;
  2. Разработка схемы выдачи мощности Канкунской ГЭС:
    • ВЛ 500 кВ Канкунская ГЭС - Нерюнгри и ПС 500/220/110 кВ Нерюнгри;
    • ВЛ 500 кВ Канкунская ГЭС - Алдан и ПС 500/220/110/10 кВ Алдан.
  3. Разработка проектной документации объектов внешнего электроснабжения промышленных предприятий:
    • ВЛ 220 кВ Алдан – Эльконский ГМК и ПС 220 кВ;
    • ВЛ 220 кВ электроснабжение Таежного ГОКа и ПС 220 кВ;
    • ВЛ 220 кВ электроснабжение Селигдарского ГХК и ПС 220 кВ;
    • ВЛ 220 кВ Хани – Тарыннахский ГОК и ПС 220 кВ;
    • ВЛ 110 кВ электроснабжение Инаглинской ОФ и ПС 110 кВ.
  4. Разработка проектной документации строительства автодорог:
    • М. Нимныр - створ Канкунской ГЭС;
    • Томмот – Эльконский ГМК.
  5. Разработка проектной документации железных дорог:
    • Томмот – Эльконский ГМК;
    • Косаревский – Селигдарский ГХК;
    • Таежная – Таежный ГОК;
    • Чульбасс – Инаглинская ОФ;
    • Икабьекан – Тарыннахский ГОК.
  6. Разработка проектной документации:
    • Таежного и Тарыннахского железорудных ГОКов;
    • Эльконского горно-металлургического комбината;
    • Селигдарского горно-химического комплекса;
    • Якутского газоперерабатывающего и газохимического комплекса;
    • Алданского завода моторных топлив.
  7.   Строительство Инаглинского угольного комплекса.

В конце 2011 г. уточненный проект будет вновь внесен на рассмотрение инвестиционной комиссии для получения дальнейшей государственной поддержки.

На втором этапе, в период с 2012 по 2020 годы планируется:

  1. Строительство Канкунской ГЭС;
  2. Строительство промышленных предприятий;
  3. Строительство схемы выдачи мощности Канкунской ГЭС;
  4. Строительство объектов внешнего электроснабжения промышленных предприятий;
  5. Строительство автодорожной инфраструктуры;
  6. Строительство железнодорожной инфраструктуры.

В течение 2012-2014 гг. предполагается завершить создание инфраструктуры. На 2015-2020 гг. запланирован ввод основных промышленных объектов.

Файлы: