История улуса

История образования Анабарского

национального (долгано-эвенкийского) улуса (района)

          В начале XX века произошли события всемирного значения. В России в 1917 г. под руководством партии большевиков народ сверг самодержавие и установил новую, народную Советскую власть, которая имела большое прогрессивное значение для малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России.

          В северных районах Якутии новая власть формально распространилась в 1920-е годы, но практически и окончательно установилась только к 1930 году. Анабарский улус тогда находился в составе Туруханского края Енисейской губернии с Хатангским районом как одно целое.

           В разгар гражданской войны в Якутии, 27 апреля1922 года, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет РСФСР обнародовал Указ об образовании Якутской Автономной Советской Социалистической Республики, который явился историческим событием в жизни якутского и малочисленных народов Севера Якутии в целом.

          Вот выписка из декрета ВЦИК «Об областной Автономной Якутской Советской Социалистической Республики».

          «Президиум ВЦИК постановляет:

Образовать Автономную Якутскую Советскую Социалистическую Республику как федеральную часть РСФСР с административным Центром в г. Якутске.

          В составе Автономной Якутской Советской Социалистической Республики включить:

   Хатанго – Анабарский район.

Установить внешнюю границу ЯАССР в следующем виде:

сухопутная граница на западе начинается от Хатангского залива и идет к югу по реке Хатанга до слияния рек Котуя и Мойрос.

Секретарь СНК Самохвалов

Секретарь Комитета Севера Нестеров Е.К.»

ВЦИК этим постановлением передала Хатанго – Анабарский район Якутии.

          Передача Хатанго – Анабарского района Якутской АССР состоялась в ноябре 1922 г., при участии согласительной комиссии в составе: представителя Енисейской губернии Н.Н. Шарапова и от Якутской Республики А.В. Акуловского.

          По итогам работы согласительной комиссии западная граница Якутии, особенно в зоне тундры, была проведена искусственно и без особых раздумий  и обязательных проверок.

Остров Большой Бегичев был оставлен Якутии, и дальше на юг граница следовала почти по маршруту, не признавая особых отклонений. Бассейн реки Анабар отошел к Якутии, а бассейн реки Хатанга и ее притоков к западным соседям.

          Якутский Центральный Исполнительный Комитет 16 июня 1924 г. Образовал Булунский округ, куда был передан Хатанга – Анабарский район. До этой даты район считался переданным Якутии только на бумаге, а в действительности продолжал оставаться под опекой старого административного центра. С этого времени началась тяжба между Якутским правительством и руководством Енисейской губернии за владение Хатанга – Анабарским районом, продолжавшаяся вплоть до 30-х годов XXвека.

          Освоение Хатанга – Анабарского района со стороны Якутии началось с 1924 г., но работа на первых порах ограничивалась отправкой отдельных уполномоченных.

          Между тем, преимущественная часть населения, особенно проживающая по бассейну реки Анабар, всегда тяготело к Якутии. И эта тяга была закономерной. Во – первых, анабарцы были экономически более тесно связаны с Якутией через Булун, Оленек и Усть – Оленек. Во – вторых, общность языка и культуры. В этом была и более важная экономическая причина. Дело в том, что издавна наши далекие края, очень редко навещали торговцы и чиновники Енисейской губернии, которые своей основной задачей считали не оказание посильной помощи  в подъеме экономики и уровня жизни кочевников. Вывоз пушнины, мехового сырья, рыбы и мяса - фактически держали в глубокой тайне существование этого благодатного для них края, боясь наплыва своих конкурентов на дармовую наживу.

          Это видно из письма уполномоченного ЯЦИКА Кононова: «Енисейская администрация за триста лет управления не дала местному населению ничего.  Она требовало от него своевременного взноса в казну «ясака», а тем временем население разорялась в борьбе с безобразными условиями тундровой жизни, гнуло спину от бесправия … Эта мрачная обстановка наложила известный отпечаток в психологию населения».

          Несмотря на препятствия туруханских властей, продолжали приезжать и работать уполномоченные из Булунского округа ЯАССР, которые в той или иной мере проводили работу по изучению социально-экономического положения края, культурного уровня, этнического состава и численности населения, развитию основных отраслей производства -  оленеводства, заготовки пушнины и рыболовства, обычаев и обрядов, традиций местного населения. Для подробного ознакомления с Хатанго-Анабарским районом была послана в 1927г. Специальная правительственная комиссия во главе с уполномоченным ЯЦИК по северным регионам Петром Вонифатьевичем Слепцовым. Комиссия провела огромную работу по сбору этнографических материалов, музейных экспонатов, картографических материалов, организации наслегов районов и.т.д.

          На основе этого СНК Якутии принял ряд деловых решений по хозяйственно-культурному развитию этих решений оказалось невозможный из-за гражданской войны 1927-1930гг. на севере. Это коснулось и Анабарской тундры.

          Работая в составе правительственной комиссии ЯАССР, П.В.Слепцов зимой 1928-1929гг. совместно с представителями Булунского окружного комитета провели в Хатанго-Анабарском районе административное деление на три самостоятельных наслега: Анабарский, Долганский, Хатанский – на основе национального разграничения.

          Как представитель ЯЦИК, Слепцов П.В., образование наслегов, утвердил своим постановлением от 22 сентября 1928 года. Проведены были так же выборы Советов по этим трем наслегам. По итогам этой работы оказалось, что на этой территории проживало 1444 души обоего пола. По наслегам: Анабарский – 669 душ, 123 хозяйства; Долганский – 392 души, 82 хозяйств;  Хатанский – 383 души, 79 хозяйств.

          Таким образом, в Хатанго – Анабарском районе было только положено начало постепенному переходу от родоплеменного уклада построения органов власти, просуществовавшей несколько веков, к национально -  территориальному  и экономическому принципу. Тем самым были подготовлены условия для создания самостоятельной административной единицы.

          На IV Всеякутском съезде Советов, состоявшийся с 17 февраля по 4 марта 1929 г., был поставлен вопрос о районировании.

 Однако проведение районирования нашего Анабарского улуса прошло в своеобразной обстановке.

В проекте постановления Якутского Комитета Севера при ЯЦИК указывалось, что «советизация Хатанго – Анабарского района, предпринятая Правительством ЯАССР, в частности, Булунским ОИК, беспрестанно наталкивалась на систематическое противодействие Енисейского губисполкома, в частности, Турухансого ВИКА».

По этому поводу представитель Якутского правительства С.И. Якоба в докладе «об административно-экономическом районировании Якутии» предложил: «Хатанго – Анабасркий район должен создаваться из улуса такого же названия с населением на 76,2% состоящим из Якутов и  23,8 – из долган, эвенков, русских …»

Вместе с тем, 13 августа 1929 г. ВЦИК постановил передать Хатанго – Анабарский район (территорию между реками Хатанга и Анабар) Сибири, мотивировать тем, что район этот недостаточно обслуживался и экономически был не освоен Якутией. Представители Якутии протестовали против отторжения Хатанго –Анабарского района. Так, в телеграмме от 21 октября председатель ЯЦИК товарищ Андреев указывал на следующие причины оставления этого района в пользу Якутии: во – первых, наличие возможности успешного обслуживания Хатанго – Анабарского района со стороны Якутии, доказанного практически; во – вторых, национальная, культурная однородность района с Якутией; в – третьих, связанность развития народного хозяйства района, организация каботажного плавания с развитием Якутии.

Усилия и практическая работа правительства ЯАССР, уполномоченных ЯЦИК  Булунского окрисполкома были не напрасными. Практически в 1926 – 1927 г.г. прекратились приезды представителей туруханских властей, их подрывная работа среди населения против уполномоченных Якутии и Булунского окрисполкома. Руководство республики и Комитет Севера при ЯЦИК поводили целенаправленную работу по экономическому освоению и советизации по всему Северу Якутии.

Проекты по районированию Севера Якутии и телеграмма председателя ЯЦИК Андреева от 21 октября 1929 г. в Москву, во ВЦИК РСФСР, сыграли решающую роль в образовании самостоятельного национального Анабарского района Якутской АССР.

Постановлением президиума ВЦИК от 10 декабря 1930 года «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера» было образованы 8 национальных округов и 8 отдельных национальных районов в т.ч. наш, Анабарский национальный район.

Вот дословно текст этого исторического документа.

«Президиум ВЦИк постановляет:

  1. Образовать на территории расселения малых народностей Севера нижеследующее национальные административные объединения … и района:
  2. В составе Якутской АССР:

… 12. Анабарский национальный (эвенкийский) район (районный центр Уджа). В состав района включить из ЯАССР территорию в районе системы рек Анабар и Уджа, а так же верховье реки Оленька (Оленек).

Председатель ВЦИК           М. Калинин

И.о. секретаря ВЦИК                    С.Степанов

Москва, Кремль. 10 декабря 1930 г.»

     Таким образом, датой образования Анабарского улуса мы вправе законно считать 10 декабря 1930 г.

     Создание Анабарского административно – территориального национального района в составе Якутии полностью соответствовало волеизъявлению коренного населения, более того, тесно связанного и экономически, и по языку, и по национально-духовным и родственным признакам с соседними районами Якутии. День 10 декабря 1930 года стал национальным праздником всех народностей Севера, днем рождения их национальной государственности.

     Главной особенностью проведения этой работы было то, что в нее были вовлечены малочисленные народы Севера Якутии и преследовались соперничающими сторонами различные цели: властями Туруханского края преследовались в основном меркантильные цели, а представителями ЯЦИК и Булунского окрисполкома – совершенно другие цели, т.е. оказание помощи в упразднении системы родовых и окружных советов, улучшение руководства экономическим и культурным развитием Северных окраин.

     Именно образование районного звена в административном управлении значительно облегчило руководство кочевым населением сделало политико – массовую и организационную работу более оперативной и действенной.

     В итоге районирования далее возможность выделиться Анабарскому району в самостоятельную административную единицу наравне с другими соседними районами в составе  Якутской Автономной Советской Социалистической Республики.

     С тех далеких времен в нашей стране на Государственном уровне декларируется и реализуется политика сохранения и поддержки возрождения и развития малочисленных народов Севера, их правовая защита и улучшение условия жизни и труда на исконно исторической земле их обитания.

     Поэтому Анабарский улус до сих пор сохраняет статус национального района. Таким образом, последовательно решаются вопросы национального, экономического, культурного, социального возрождения и развития, извечно проживающего на этой суровой земле коренного малочисленного населения.